Бизнес-проект в качестве диплома

Выпускники всех российских вузов в ближайшие годы смогут представлять на защите не диплом, а собственный бизнес-проект. Отличная новость! Даже в теоретическом варианте это жирная точка в бесконечном споре с родителями о необходимости учиться в вузе. Учитывая уровень схоластики в любой системе обучения, я бы не за каждый стартап давал диплом, но вот ребята из подборки ниже его точно заслужили. И MBA в придачу ))) Проект Team Vortex – это точно «мои университеты».

Стартап скорее жив

Zibby. Бизнес-идея: платформа для потребительского лизинга покупок в «физическом» ритейле, интернет-магазинах и компаниях, совмещающих несколько каналов продаж. Покупатели могут за 30 секунд получить одобрение покупки на сумму в пределах от $300 до $3,500 от Zibby по модели Lease-to-own. Она предполагает взнос постоянных платежей в пользу стартапа с процентом и возможностью возврата товара в любой момент и последующим прекращением выплат. То есть, это не традиционная покупка в кредит. Товар можно также получить в полноценную собственность или обменять на другой – повышается вариативность сценариев потребления. Компания оплачивает магазину полную стоимость товара, отношения у потребителя далее реализуются только со стартапом, а не с ритейлером.
С проектом сотрудничают Lenovo, Big Sandy, Frost NYC, Anthem Off-Road и многие другие (более 330 на середину 2017 года): основные направления затрагивают популярные потребительские сегменты – электроника, бытовая техника, ювелирные изделия, товары для дома, автомобили. Не сказать, что список партнеров сервиса впечатляет, но пополняется регулярно, хоть и не так часто.
В 2018 году компания привлекла в штат Кларка Спинка, бывшего менеджера PayPal с 20-летним опытом работы в ритейле, на позицию вице-президента по развитию E-commerce направления – с точки зрения бизнеса, единственная значимая новость за весь год. В 2017 году компания получила финансирование в объеме $163,7 млн. Видимо, процесс освоения еще не завершен.

Стартап взлетает

Приложение для отслеживания и покупки дешевых авиабилетов и номеров отелей Hopper.
Бизнес-модель: после ввода желаемых дат и направления путешествия алгоритмы приложения (аналитика больших данных, прогнозная аналитика) начинают мониторить цены, после чего на основе анализа высылают уведомление о целесообразности покупки в оптимальный для этого день. То есть, просчитывается и дальнейший прогноз на изменение показателя стоимости, после чего определяется оптимальная дата покупки или оплаты брони.
2018 год для стартапа удался: в октябре руководство проекта привлекло $100 млн в рамках четвертого раунда инвестиций на развитие, а общее число рынков присутствия сервиса расширилось до 40 стран. CEO компании Фред Лалонд обещает еще более продуктивный 2019 – привлеченных денег должно хватить на вывод компании в глобальный масштаб операций. 50% всех продаж на конец стартовавшего года должны прийтись на международные операции Hopper. Помимо классических отелей стартап охватит альтернативные варианты размещения и спец-предложения для корпоративных клиентов.
Глобализация охвата – верный признак того, что у проекта все ОК. Любопытно будет понаблюдать за конкуренцией с игроками на локальных рынках и аналогичными глобальными сервисами.

Стартап уверенно развивается, но пока проедает деньги инвесторов

AminoApps. Бизнес-модель: высоко-кастомизируемая эко-система сообществ по интересам с огромным количеством настроек, опций и фич, самая главная из которых – солидный уровень анонимности пользователей. В эпоху всеобщей связности пользователей и прозрачности их жизни в соцсетях, функция довольно востребованная.
Проект уверенно развивался в 2018 году, и лучше всего об этом говорит не количество сообществ (их там около 2,5 млн), а поступательный рост инвестиций – абы кому под непонятно что такие деньги давать не будут. Третий раунд взносов на развитие проекта в июне 2018 года принес компании $45 млн, что пока что является рекордом ($19 млн в 2017, $6,5 млн в 2016 – для сравнения и чтобы почувствовать динамику).
Все очень серьезно: стартап завязан на работе более 40 различных ИТ-решений и сервисов, включая Google Analytics, G Suite и Vimeo. В принципе, все растет – уже 1564-ое общее место в мире среди веб-сайтов всех категорий по посещаемости и средние 37,7 млн уникальных визитов в месяц.
CEO Бен Андерсон уже несколько лет грозится анонсировать схемы монетизации сайта в сторону, однако к делу пока не переходил. Годовая выручка Amino последний раз составила $4,4 млн, но сколько в ней прибыли – никто не знает.

Стартап, у которого все сложно, но с размахом

JetSmarter — Uber в мире частной авиации. Действительно, если частные самолеты существуют и периодически куда-то летают, почему бы не присесть кому-нибудь на хвост, почти в буквальном смысле слова? По сути, это мобильный маркетплейс бизнес-джетов с несколькими весьма различными сервисами, объединенных в едином приложении.
Бизнес-модель, в самом общем виде: доступ в салон частного самолета с возможностью выкупа и оплаты только необходимого количества мест, пусть даже оно ограничится одним креслом. Перелеты инициируются так называемыми «стартерами», которые выкупают необходимое количество кресел для того, чтобы рейс был экономически целесообразен, далее распродаются оставшиеся места и часть выкупленных стартерами – по мере того, как информация о перелете распространяется в сообществе. В результате вместо оплаты перелета скажем в $25 000 из вашего кармана по сценарию «выкуп рейса», можно бюджетно улететь всего за $1000, или за $5000. Новым членам сообщества на старте проекта предлагались бесплатные перелеты и другие вкусные бонусы. Среди инвесторов проекта были Jay Z и королевская династия Саудовской Аравии.
После череды исков, скандалов и разбирательств, а также трансформации бизнес-модели, JetSmarter в 2018 году готовился выйти на $300 млн оборота, что в полной мере выражало бы понятие «экспоненциальный рост».
Компания также ввела опцию pay-as-you-go, без оплаты членского взноса за постоянный доступ к сервису. То есть, руководство стартапа адаптируется к рынку и расширяет базу потенциальных клиентов несмотря на всю критику тарифной политики, которую многие называли нереалистичной в долгосрочной перспективе.
Перед нами luxury-проект, который живет по нетипичному сценарию – огромное количество супер-положительных отзывов о сервисе уравновешивается сопоставимым число негативных. Руководство пожимает плечами и развивает сервис. Любой сценарий дальнейшего развития не станет какой-то неожиданностью – на высоте возможно абсолютно всё.

Стартапище

Meitu. Бизнес-модель: вроде бы глупость, баловство – какие-то фильтры для селфи, маски, бьютификаторы и т.д. Но так думаешь только до тех пор, пока не осознаешь масштабы этих невинных увлечений молодежи. Последний раунд инвестиций проект привлекал в 2014 году, сразу закрыв все вопросы — $350 млн, дамы и господа.
В 2016 году компания вышла на Гонконгскую биржу. Помимо Китая подразделения компании сегодня работают в США, Бразилии, Индии, Великобритании, Южной Корее, Сингапуре и Индонезии.
Знаковым этапом в истории компании стало решение о выпуске собственного брендированного смартфона – селфифона, причем премиального. Именно это и привело компанию на биржу, а также обеспечило капитализацию в $ 4.5 млрд.
В 2017 году Meitu расстреляли рынок очередью из пяти новых селфифонов, а также двумя запатентованными технологиями для съемки портретов на базе ИИ, в 2018 компания почивала на лаврах, но, во-первых, представила новую стратегию с лаконичным названием “Social Media & Beauty”, а также напомнила о себе новым смартфоном для европейского рынка Meitu V6 British Museum Limited Edition: смартфоном в стиле «рококо и Европы 18 века».
У компании все прекрасно, и это с учетом отсутствия операций (официальных) в России.

Изначально мутный стартап, который теперь всерьез и надолго

Kreditech — финтех-проект из Германии. Бизнес-модель: digital-МФО в пяти странах «второго мира», в число которых вошла и наша страна. 15000 параметров потенциального заемщика обрабатываются фирменной Big Data-платформой, которая решает, кто достоин денег, а кому путь держать в МФО у ближайшей станции метро.
По сути, сайт для лайт-кредитования с переводом суммы на номер карты под совершенно конские проценты в 1.9% в день. Даже самые борзые отечественные сервисы аналогичного толка дают под чуть меньший рост. Думайте сами – решайте сами, как назвать этот стартап – но в 2018 году компания получила лицензию Резервного банка Индии для официального ведения деятельности на всей территории государства в качестве Non Banking Finance Company — «Финансовой компании небанковского профиля», чтобы это ни значило.
Рынок Индии – огромен, а инвестиции в общем размере около $500 млн нужно как-то отрабатывать. С другой стороны – все легально, никто не заставляет брать займы, а условия любой сделки нужно внимательно читать. Компания прогнозирует выручку только с рынка Индии в $1 трлн.

Стартап в духе Periscope, который смог

Houseparty – очередной проект, завязанного на социальных медиа и привычке человечества к самолюбованию. Бизнес-модель: групповой видео-чат с фишкой – инициатор общения запускает чат («вечеринку»), с автоматическим оповещениям всех друзей и приглашением присоединиться. Далее эффект домино: каждый подключившийся запускает аналогичную цепочку уведомлений и приглашений для своих друзей и так далее. В результате получается действительно что-то похожее на вечеринку, где участники знают других участников опосредованно, и получают шанс познакомиться поближе.
Не сказать, что в проекте можно разглядеть какой-то rocket science, но всегда есть потенциал вирусного распространения, как у мемов («так тупо, что даже смешно»). Собственно, в первые годы развития можно было гадать – «взлетит-не взлетит», но по ходу 2018 все стало очевидным: проект получил десктопную версию, причем сразу на MacOS, что можно назвать признаком стремления проекта к охвату более серьезной аудитории и выходом за пределы тинейджеров в качестве ЦА.
Но и на подростках получить необходимый капитал у Houseparty получилось – в середине 2018 года компания отчиталась о 20 млн активных пользователях со средней продолжительностью сессии в приложении в 55 минут в день. Осенью 2018 года сервис добавил функцию Facemail – отправка записанных 15-секундных видео-чатов друзьям.
Словом, помирать, как созданный ранее той же командой похожий сервис Meerkat или когда-то вполне распространенный Periscope этот проект пока и не думает. Совокупный объем венчурных инвестиций в $62 млн пока что позволяет, судя по всему.

Стартап, который не умрет, пока курс биткойна к доллару не станет 1:1

Нишевый проект от компании Earn.com использует любопытную бизнес-модель: заработок за ответы на электронные письма и выполнение заданий и поручений. В биткойнах! Точнее так: вывод денег на проекте был завязан на BTC, а ввод доступен с обычных банковских карт (владелец проекта – компания Coinbase, чтобы вы понимали).
Уточним по поводу заработка: за ваш ответ на емейл платит его отправитель, который самостоятельно оценивает ваше время на его прочтение – «Мало ли спама ходит по Интернету, но я за свое предложение отвечаю – ознакомьтесь с ним и получите $X». Примерно так. Сервис берет 10% комиссии, доступны массовые рассылки по базе пользователей. Если ваши письма не читают – деньги вернутся на счет.
В 2015 году компания привлекла основную часть из общих $121 млн инвестиций и с тех пор развивается. Ну, как развивается – 587 469 уникальных визитов на сайт в месяц, 9 659 скачиваний приложения в iTunes. Не много, но и не мало.
Среди звездных отвечальщиков в рамках сервиса есть несколько узнаваемых лиц, в том числе близнецы Винклвоссы, биткойновые миллиардеры, которых в свое время кинул Марк Цукерберг.
В 2018 году сервис добавил функционал вебинаров, тематика которых вращается вокруг криптовалют.
За основу описания я взял описания стартапов у Александра Горного , который предлагал желающим попробовать свои силы в ведении блога о стартапах. Писать сразу о своих разработках вроде бы не комильфо, поэтому начал с чужих. Мое тестовое задание не пришлось ко двору, но чтобы текст не пропадал, я разместил его в своем аккаунте на FB. Судя по реакции аудитории, текст получился хорошим, пусть в блоге тоже будет.
Еще пригодится, когда надо будет представить миру агрегатор промобюджетов Team Vortex.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *