Готов ли рынок к единой ИТ-платформе фудтехнологий?

Утро радует новостью – «Минпромторг планирует вернуть в крупные города ларьки и автолавки». Малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует во всем мире.

Логичное продолжение этого формата – небольшие сетевые и частные общепитовские точки. Небольшие магазинчики и кафе – это как правая и левая рука у малого бизнеса.  Есть локальный поток клиентов, есть спрос – малый бизнес его  немедленно удовлетворяет. Казалось бы, надо радоваться, что на высшем законодательном уровне озаботились созданием питательной среды для мелкого предпринимательства, но лично меня напрягает один момент.

Автолавка будущего в Карелии

Некоторое время назад боролись с мелкой розницей и общепитом, так как не было возможности гарантировать качество продуктов и легальность продажи в магазинчиках, а в кафешках обеспечить соблюдение простейших норм приготовления пищи и хранения продуктов. Успешно позакрывали все, а теперь возрождаем, но на каком уровне?

Больше кофейных форматов хороших и разных

Сейчас возникает много интересных проектов – кофейных, фастфудных. Для примера, мне очень понравился проект ребят с дальнего Востока — сеть автокофеен Coffee Machine.

Coffee Machine

В Америке формат drive throuh сильно развит. Коллеги подметили, что Владивосток – автомобильный город, где негде выпить хороший кофе и адаптировали давно известную модель под свои реалии. Получились небольшие по  площади кафе со спокойным дизайном, строго выверенное меню и отличный кофе. Здорово – да!

Основатели сети очень подробно описали, как открывают новые точки, как поддерживают уровень качества и т.д., я не увидел только одного – ИТ-решений, которые объединили бы все точки в сети в одно целое и поддерживали стандарты ведения бизнеса. Все построено на интуиции и доверии к конкретному управляющему и команде развивающей новую точку. Человеческий фактор рулит в полный рост.

100500 раз проходили в самых разных ситуациях, что если какую-то техническую операцию обслуживания кофемашин можно не сделать и не получить за это по голове моментально, то на эту функцию операторы забьют. Рано или поздно, по уважительной или нет причине, но забьют. Контролировать ежедневную промывку молочной системы и еще более 400 параметров состояния кофейного агрегата может только автоматический мониторинг – система BMS Coffee Control или ее аналог. (Аналог пишу для соблюдения паритета, аналогов-то пока по сути нет).

Если на кухне есть холодильное оборудование  и печи, а как им не быть, если присутствует фастфудное меню, то объективно контролировать температурный режим может опять же только автоматическая система.

Даже для контроля выкладки сосисок на гриле есть свое ИТ-решение. Крупные сетевые компании вроде Макдональдса тем и сильны, что у них-то как раз все бизнес-процессы регламентированы, поставлены на поток и контролируются ИТ-решениями. Просто покупатели не видят этой изнанки фастфуда.

«Изнанка» торговли на колесах

Капля ИТ есть в каждой чашке хорошего кофе

На Руси высшим мастерством считалась такая вышивка, у  которой лицо от изнанки было не отличить. Так вот крупный сетевой фастфуд как и раз и создает такую точку общепита, где на невидимой глазу стороне «работы» нет ни узелков, не перепутанных нитей. Понятно, что он тоже лажает, иначе, откуда постоянно вплывают скандалы про качество у крупных сетей фастфуда. Но общее направление движение именно таково – оцифровать все критически важные для бизнеса операции и доверить их контроль технологиям. Сейчас идет роль о том, чтобы оцифровать все операции, а далее уже работать с помощью ИИ над задачками с неопределенными условиями (это все истории про персонифицированные заказы для клиентов и прочее).

Я для создания обзоров стартапов в ритейле читаю очень много и вижу, что нет буквально ни одной операции, которая не проходила бы апгрейд в свете цифровизации, но это все зарубежный опыт. Для российской мелкой розничной торговли и небольших кафе, что полеты на Луну, что удаленный мониторинг кофемашин — равноудаленные технологии, не имеющие ничего общего с их реальностью.

Однако без фудтех составляющей современный общепитовский проект не может состояться. Получается бег по кругу. Сейчас разрешат автолавочки и ларьки, потом точно так же прикроют, с тем же самым обоснованием. Остается протестировать идею о том, что если предложить мелкому бизнесу ИТ-платформу предоставляющую цифровые услуги, то он не проигнорирует ее в надежде на «авось», а воспользуется шансом остаться в этом мире всерьез и надолго.

По крайней мере, мне кажется, что проекты вроде кофейных  pit-stop во Владивостоке будут отлично агрегироваться в платформу, создаваемую BMS LLC. Нужный уровень готовности у них уже есть.

P.S. Вот так идею фуд-траков реализует Shell >> 

Фуд-траки Deli2Go Food Truck реализованы как супер-экологичные ритейл-точки. Эталоны эко- и энерго-эффективного подхода, в которых также задействованы оригинальные возможности оплаты покупок. Так что технологии на первом месте.

Deli2Go Food Truck

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *