Зачем нужен робот автоматической кофемашине?

Снобизм дорогостоящая штука, особенно если речь идет о бизнесе и изучении предпочтений потребителей. Пользователи=покупатели изменились и очень сильно, поэтому нельзя свысока смотреть на то, что пытаются изобрести айтишники. В сторону кофейный снобизм и рассмотрим, по каким основным направлениям идет автоматизация кофейного дела.

Автоматизация технологических процессов производится ради исключения влияния «человеческого фактора» на результат. Процесс у нас — это приготовление кофе, результат – вкусный, по мнению 9 из 10 покупателей, напиток.

Для меня первое и самое исследованное направление – ИТ-платформа для сопровождения работы автоматической кофемашины (или машин). Как ответвление этого направления, можно отдельно рассматривать удаленное управление вендинговыми автоматами.

Второе направление – роботизированные зоны по продаже кофе. Вот здесь стоит остановиться поподробнее и рассмотреть, что за чудеса техники нам предлагают.

Cafe X, он же роботизированная рука Gordon

Робот-бариста Cafe X — самый известный и самый раскрученный проект. Первые публичные выступления относятся к 2017 году, стартовал он в американском Сан-Фрациско.

Разработала робота компания Cafe X Technologies Limited с использованием конвейерного манипулятора от Mitsubishi. По легенде маркетологов Cafe X, механизированная рука строго следует рецепту — выбирает зерна, перемалывает их, добавляет ингредиенты. «Строгое следование рецепту» — фетиш производителей роботов. Если люди совершают ошибки, то для исключения «человеческого фактора», надо автоматизировать их работу. Роботы абсолютно точны и не ошибаются. Если бы все было так просто. Роботы точно действуют в заданных рамках и условиях. А кто и что контролирует их работу?

Вот тут мы встречаем интересное когнитивное искажение, которое тянет на иллюстрацию к «эффекту доктора Фокса». Харизматичные лидеры могут преподнести псевдонаучную идею так, что люди будут склонны поверить одном факту и принять на веру все остальные.  Манипуляции роборуки завораживают, инженерам в белых халатах хочется поверить — рецепт точен как в аптеке. Роботизированная рука, скорее всего, не промахнется мимо подставки для кофе и не опрокинет стаканчик.  Робот не будет мухлевать взвешивая кофе или добавляя молоко. Но этого мало для вкусного напитка. Точность приготовления напитка – это понятное уникальное торговое предложение, но оно гарантируется не только и не столько наличием роботизации.

На вкус кофе влияют особенности конструкции кофемашины, возможности для управления ею, постоянное качество используемой зерновой смеси. Для управления кофемашиной нужна ИТ-платформа, которая мониторит ее состояние, и связка с сервисной службой, которая в постоянном плановом режиме объезжает торговые точки, проводя электронные аудиты настроек и их калибровку. К сожалению, ни одна кофемашина пока не может полностью делать это сама в автоматическом режиме. Но механизированную руку покупатель отлично видит, а вот работу системы мониторинга – нет. Поэтому и приписываются роботам качества, которых у  них нет, и  не может быть. Дальше мифические способности раскручиваются при помощи маркетинга, потому что понятны и визуальны.  

Надо отдать должное Cafe X, компания разработала концепцию киоска, оборудование, дизайн, потрудилось над реализацией способа оплаты кофе, создала мобильное приложение и продвигает идею. В этом проекте мне нравится функциональность и эргономика проекта. Его создатели выполнили упражнение UX/UI и нашли рабочий баланс между автоматизацией и участием человека в процессе приготовления кофе. Они пошли дальше «роботизации» и поэтому стали заметным проектом. Мне интересно, почему никто не говорит о том, что автоматизация – это игра с большими цифрами, объемами и масштабом. Сделать управление для одной кофейной точки довольно легко. Свою первую программу для кофемашины я написал в 13 лет. Пару лет и работа целого коллектива людей потребовалась для того, чтобы безболезненно масштабировать ее для любого количества кофемашин. Тысяча, миллион кофемашин — для ИТ-платформы BMS Coffee Control теперь уже все равно.

Сейчас компания предлагает уже второе поколение Cafe X 2.0 и судя по новостям, продолжает работу над стандартизацией напитков. Только так я могу оценить сообщения об их попытках работы с крупными обжаривающими компаниями. 

В Москве можно приобрести на основе похожего робота франшизу  кафе «CoffeeBot». Пилотный образец обойдется в  5 200 000 р. При выходе в серию затраты на «CoffeeBot» — 3 700 000 рублей. Шесть кафе «CoffeeBot» обслуживает – 7 человек.

CoffeeBot

Распространители франшизы особо упирают на то, что «CoffeeBot» работает значительно быстрее людей, большая производительность, позволяя избежать очередей. Кафе Вообще-то скорость приготовления кофе зависит от кофемашины. Об очереди из желающих купить кофе владельцы кофепойнтов мечтают, а избежать неразберихи поможет идеально работающее приложение.

Семь человек обслуживающего персонала – это сервисные механики и люди, отвечающие за доставку и загрузку ингредиентов, а вот про управляющую систему в этом проекте молчат. У других производителей робокофеен тоже этот пункт в заминке, потому что полноценная платформа для управления любым количеством кофемашин в данный момент есть у компаний Costa и BMS. Про первую, наверняка, вы слышали, вторая – основа технологических кофейных достижений нескольких крупных ВИНК. Она работает через вендора, а часто и вообще no name, поэтому ее не видно дважды.   

Франшиза MontyCafe

По другим роботизированным  проектам информации меньше. В июле прошлого года на российский рынок вышла компания MontyCafe, которая предлагает франшизу кафе, где напитки подает робот.

Механический бариста Monty  может приготовить кофе, налить сок, подать заказанные снэки. И если в приготовлении горячего напитка его скорость ограничена кофемашиной, то сок он разливает быстрее, чем человек: до 250 стаканчиков в час. Стоимость базовой комплектации (манипулятор, кофемашина, сокоохладитель и киоск) — около 1 млн рублей ($15900).

Манипулятор оснащен головой робота с глазами – это попытка общения с клиентами. Хорошо на первом этапе знакомства человека с технологией. Так что для ивентов отлично подойдет. Если в России прокатывает за робота человек в костюме робота, «Робот Алеша», то в данном случае – это чудо техники.  Кстати, у организаторов мероприятий есть проблема с тем, чтобы напоить хорошим кофе большое количество гостей – качественные кофепойнты обычно тяжело передвигаются, а ширпотреб стыдно показывать. В данном случае заказчик отлично поймет «за что платит».

Робот Fibbee

В Сколково можно попробовать кофе от Fibbee, который обещает приготовить «нечеловечески вкусный кофе с математической точностью».

В «Fibbee Robotic Coffee Bar» при полном отсутствии персонала робот-бариста готовит 11 видов кофе. Сделать и оплатить заказ можно в киосках самооблуживания.  

Так новый ритейлер попадает во вселенную ПО R-Keeper или eMenu Kiosk. Не самое дешевое удовольствие, не заточенное под кофейную тему.

Белорусский Rozum Robotics

Наши ближайшие соседи из Белоруссии по заказу крупной украинской сети булочных-кофеен Франс.уа изготовили робота бариста, которого назвали Rozum Robotics.

Идея находится в стадии пилотного образца, но в комплекте с манипулятором используется рожковая кофемашина. Это уже говорит о том, что разработчикам будет сложно добиться автоматизации приготовления кофе. О полноценной системе говорить не приходится.

Роботизированная рука  Sawyer

Учитывая, что впереди планеты всей по роботизации Южная Корея и Япония, то ожидал найти  чудо-техники на Востоке. В Токио действительно есть кафе Henn Na Cafe («Странное кафе»), где кофе варит робот. Но кафе работает в  концепции туристической достопримечательности.

Процесс заказа довольно стандартный – оплата в терминале, чек с QR-кодом, который нужно показать роботизированной руке. Робот может даже фигурно налить молоко и сделать узор на чашке с капучино.

Время приготовления кофе от 2 до 4 минут, для общепита и кофе с собой – слишком долго. Туристы могут позволить себе наблюдать процесс ради процесса, но в большинстве случае кофе нужно по иным причинам.

Другие автоматизированные кофейные проекты

Чем еще робот-бариста может быть лучше человека? В компания Zipwhip из Сиэттла разработали роботизированную кофемашину Textspresso, которая может отправлять и получать текстовые сообщения с телефона и подогревать кофе на специальной подставке.

В Австралии компания Once Alike запустила роботизированную кофейню, которая специализируется на speciality-кофе. Фетиш «точного рецепта» продолжает действовать.

Есть несколько ответвлений от кофейной темы – разработки роботов-барменов, которые готовят смузи, алкогольные коктейли и т.д. Подобный проект есть у итальянской компании Makr Shakr — робот-бармен Nino. Пока робот удивляет пассажиров круизных лайнеров Royal Caribbean. Еще бы не удивляться, если движение роборуки списано с балетмейстера. Но как это повлияет на вкус напитка?

В Бостоне разработали робота-бариста Briggo, который готовит 100 чашек идеального кофе в час.

Акцент на скорости – хорошо, но где взять 100 человек в час желающих купить кофе и за счет чего обеспечивается «идеальность» кофе — ни слова.

Где ждать прорыв кофейных технологий

Если ждать прорыва в области помощников на общепитовской кухне, то я бы присмотрелся к крупному ритейлу. Например, Walmart начал тестировать кухонного робота-ассистента Flippy. Да, это не кофейный робот, Flippy выполняет рутинные операции по обжарке котлет для бургеров.  

Но ритейл славится именно тем, что прочно стоит на ногах. Мечты Илона Маска на кухню Walmart не поместятся. Зато «земную идею» оптимизируют и просчитают идею до идеальной именно в ритейле. Робота впишут в существующую или созданную специально под новые запросы ИТ-платформу. Запустят огромный маховик маркетинга, основанного на data driven культуре.

Либо нас порадуют те компании, которые уже имеют продуманную и разработанную ИТ-платформу для кофейного бизнеса. Поверьте — встроить роборуку в кофейню платформу проще, чем к манипулятору прицепить ИТ-платформу. О робоэкспериментах компании Costa я пока не слышал, а вот соединить систему BMS Coffee Control c роботизированной рукой было интересно.

Один раз визуализация работы ИТ-системы сработала на развитие компании – тогда вендор построил Мониторинговый центр, из которого  в режиме он-лайн видит работу всех подключенных кофемашин, на работу которого завязана сервисная служба. Второй раз визуализацию решения я взял на себе – получился Cyber Barista. На первый взгляд решение похоже на большинство описанных выше. Различие в том, что за работой робота стоит выстроенная система управления бизнес-процессами, которые влияют на вкус кофе. Все подводные камни при масштабировании бизнеса уже пройдены, ИТ-платформа уже доказала свою эффективность.

#CyberBarista #BMSCoffeeControl #Walmart #Flippy #Briggo #OnceAlike #Textspresso #Sawyer #RozumRobotics #Fibbee #MontyCafe #CafeX  #роботы #кофемашина #автоматизация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *