Стартапы, которые используют хайтек-решения в спортивной отрасли

Спортивный бизнес сегодня — это история про выстраивание отношений между клубом и аудиторией, это прорастание профессионального спорта в любительский и наоборот, это поиск новых возможностей тела и психики и еще много разных интересных штук. Биохакинг вызывает ажиотажный интерес пользователей в сети. Спортивные стартапы, в которых использутся хайтек решения, не менее интересны. Сделала обзор решений, которые показались мне наиболее интересными. До полного раскрытия темы еще далеко.

Фото со съемки другого сезона Vortex Sport

Создатели прорывных хайтек-решений развивают спортивную отрасль — представляют инновационный материал для экипировки, внедряют IoT-решения для аналитики действий спортсменов, создают спортивные сообщества для болельщиков. В 2019 году стартапы — это больше, чем просто модный формат инновационных разработок.

По каким же направлениям активнее всего развиваются стартапы в спорте? Давайте посмотрим и разберемся в текущих трендах данной области.

Аналитика большие данные и IoT-направление

Смысл таких проектов предельно прост и чрезвычайно сложен одновременно: применяя к массивам различных данных о показателях тренировок и выступлений спортсменов, можно делать глубокие аналитические выводы, незаметные «невооруженным» взглядом, и вносить корректировки в процесс подготовки и стратегии на официальных выступлений.

К таким аналитическим инструментам «прикручивается» дополнительная функциональность вроде live-анализа поведения спортсмена на поле, фиксация и анализ тренировки или игры с дронов, машинное зрение и ИИ с дальнейшим разбором постфактум или внесением коррективов прямо по ходу.

стартап, ИТ
стартап, ИТ
стартап, ИТ

Всем известна активность SAP в этом же направлении, но применительно к футболу. Существуют решения для тенниса и других видов спорта.

«Умные» датчики крепятся на одежду, экипировку и тело спортсменов. Считывают информацию и помогают решать задачи: от снижения травматичности до повышения продуктивности действий атлета. IoT-функциональность привносит в аналитику возможности режима реального времени.

Колени — самая травмируемая часть организма при занятиях большинством видов спорта. При этом до 70% всех травм колена не результат контакта с внешним объектом, а происходят из-за дефектов биомеханики сустава, неправильных движений и прочего.

И это — прекрасная возможность для стартапа, подумали из штата Висконсин, а затем запустили TorqLabs.

Компания сначала создала компрессионные штаны с четырьмя датчиками на суставах, которые собирают информацию о движениях спортсмена. Данные передаются по Bluetooth в смартфон, где приложение делает всю работу в облаке AWS.

В итоге алгоритмы выясняют неправильные траектории и вносят коррективы в спортивный процесс — отслеживают аномалии и оперативно их корректируют, не доводя до травм вроде растяжения, разрыва связок, вывихов. Помимо леггинсов были разработаны накладки на суставы с такими же датчиками и принципом работы.

стартап, ИТ
Официальный сайт TorqLabs

Вторая предпосылка, от которой они отталкивались, — посттравматическая направленность всего комплекса мероприятий, направленных на работу с травмами колена.

Все данные, статистика и усилия отрасли спортивной медицины направлены на лечение уже случившихся травм. TorqLabs решили играть на опережение и разработали «умные» носимые устройства, предотвращающие травмы колена.

стартап
Официальный сайт TorqLabs

Разработки уже получили гран-при конкурса Avantex в Париже, а также вошли в топ-3 передовых разработок в области спортивного хайтека на Web Summit в Лиссабоне. Проект до сих пор развивался на собственные деньги, однако сейчас компания выходит на получение первого раунда внешних средств.

Высокотехнологичные материалы для спортивной одежды и инвентаря

Здесь, несмотря на очевидное наличие крупнейших международных производителей экипировки, есть место для стартапов: небольшой команде специалистов вполне по силам придумать новый композитный материал, передовой дизайн обуви, коньков или лыж, большинство таких компаний затем покупается гигантами, но это направление практически вечно.

Экипировка совершенствуется постоянно, а предела этому процессу нет. Можно взглянуть на историю развития любого спорта, чтобы найти этому подтверждение: современные мячи, бутсы и кроссовки, коньки и клюшки, а также защитная амуниция для хоккея и единоборств имеют колоссальную разницу в сравнении с образцами, например, 20-летней давности.

Revele — гендерно-ориентированный стартап, помогающий женщинам, решившим попробовать себя в контактных, «мужских», видах спорта. Их количество во всем мире растёт, а вот темпы производства соответствующей экипировки за этой динамикой не поспевает.

Бокс и ММА, регби, хоккей и так далее — практически любой женщине знакома ситуация, когда для занятий любым из этих видов спорта приходится покупать одежду либо в детском отделе, либо искать минимальные мужские размеры.

стартап, ИТ
Официальный сайт Revele

При этом такая экипировка не адаптирована под морфологию женского тела, что впоследствии может привести к травме, получению синяков, кровоподтеков и так далее.

Компания создала Revelia — материал типа «вторая кожа», легковесная и супергибкая подкладка, поглощающая удары и смягчающая их воздействие на женский организм. Из него производится множество изделий: рашгарды, майки, накладки на плечи и прочее. Инновация получила наград 2018 ISPO Brandnew Award.

Фанаты и зрители большого спорта

Это приложения, позволяющие объединять в себе все, что необходимо современному фанату, в одном центре управления своей любовью к клубу или спортсмену: медиаконтент, каналы обратной связи, магазин атрибутики и билетов на матчи с оплатой всеми современными способами.

Пространство для роста здесь огромное: далеко не все — даже самые именитые клубы и большие спортивные арены — поняли digital в соответствии с мировыми стандартами. Незанятых ниш еще очень много.

ArrowPass базируется на NFC-технологии и создан для фанатов — проход на стадионы, оплата покупок на игре, распространение электронных билетов и другие задачи, составляющие совокупность взаимодействий клуба, руководства спортивной арены и зрителей.

Сокращение очередей, повышение комфорта и продаж еды, напитков и атрибутики — в совокупности повышают уровень потребительского опыта фанатов. Проход на арену в день игры и оплата покупок внутри — болевые точки во многих видах спорта и странах. Электронные платежи адаптированы далеко не всеми стадионами даже в наиболее продвинутых в плане развития профессионального спорта странах.

Платформа сейчас получает патент. Она прошла три испытания на настоящих спортивных и развлекательных мероприятиях минувшим летом. Инвестиции — $125 тысяч, после получения патента можно ожидать, что платформа получит большее количество денег.

Любительский спорт и бренды спортивной экипировки

Здесь также огромный простор для реализации: платформы для самоорганизации спортсменов-любителей, подбор инструкторов и преподавателей, удаленное консультирование и обучение.

А также развитие локальных сообществ или молодёжного спорта, которые неизбежно остаются в тени больших профессиональных команд и атлетов, но признания и антуража жаждет самого что ни на есть «взрослого».

ИТ-инструменты помогают решить любые подобные задачи через интеграцию соцсетей, сервисов видеохостинга, стриминга, новостных площадок и других информационных сайтов, завязывая подобные инициативы с цифровыми кампаниями крупных спортивных брендов.

Найти единомышленников тяжело в любом деле, найти тех, кто разделяет твои спортивные пристрастия и готов доказать приверженность им на практике, — иногда почти нереально (или очень тяжело). Парижский стартап Krank Club, запущенный в 2015 году, задумал изменить ситуацию хотя бы в том, что касается футбола. Это своего рода Tinder для игроков-любителей, который позволяет либо присоединяться к уже имеющимся командам, либо запускать с нуля свою, принимаю участия в турнирах, «одноразовых» товарищеских встречах.

стартапы, ИТ
Официальный сайт Krank Club

На сегодня у Krank 100 тысяч пользователей и до 10 тысяч человек, играющих в футбол ежемесячно благодаря Krank Club. Через короткое время после запуска стало ясно, что модель подходит для любого вида спорта — команда привлекла €750 тысяч инвестиций.

Phenom — крупнейшее сообщество молодых спортсменов со всего мира, которые делятся историями своего прогресса, успехами, профессиональными секретами, обсуждают экипировку и так далее. Своего рода переосмысление понятия «евангелизм» в области спортивных брендов через омоложение самих евангелистов.

Площадка сделала себя важным инструментом для крупных брендов в продвижении среди потенциальных звезд большого спорта в будущем, а также для массовой аудитории, попутно собирая обратную связь о своих продуктов у ЦА.

Все спортсмены практически с детства хотят выглядеть как профессионалы, одеваться как они, ощущать спонсорскую поддержку внимание СМИ и прочие составляющие идентификации любого профессионала в спорте сегодня.

Этот опыт и создает площадка, на которой зарегистрированы более 80 тысяч атлетов в Северной Америке. За пределы домашней географии проект пока что не выходит, но идея абсолютно глобальная и реплицируемая в любых масштабах.

Проект получил $725 инвестиций и постоянно пополняется новичками из самых разных видов спорта, о многих из которых мы уже скоро услышим, а Phenom на них заработает.

Совершенство не достижимо

Cпорт как направление деятельности человека, во-первых, всегда будет развиваться, более того, темпы развития прикладных технологических решений только растут, в связи с чем ниши для новых решений продолжат появляться и в будущем, это не закрытый рынок.

Во-вторых, открываются новые рынки — бурное развитие спортивных лиг в Китае поддерживает спрос на всю совокупность уже существующих и готовящихся к выпуску в продакшн передовых решений. На уже развитых рынках хайтек-решения «спускаются» из высших профессиональных лиг в низшие дивизионы, студенческий и детский спорт.

В-третьих, с развитием технологической составляющей спорта повышается спрос на такие традиционные для ИТ и хайтека направления, как кибербезопасность, оптимизация решений, интеграция в существующие экосистемы цифровых решений клубов и лиг.

А, значит, возможностей для входа на эти рынки будет еще очень много и появляться они будут до тех пор, пока будет существовать спорт как таковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *